Вы здесь

Канны-2016: 20 премьер фестиваля, выбор «ПрофиСинема»

02.05.2016

11 мая 2016 года откроется 69-й Каннский международный кинофестиваль. «ПрофиСинема» представляет свой список наиболее многообещающих премьер нынешних Канн. В этом списке много известных имен каннских любимцев и неоднократных лауреатов, а, например, Джим Джармуш привезет на Лазурный берег сразу два фильма. Но есть и очень интригующие дебюты, среди которых и дебют в кино знаменитого писателя, автора «Благоволительниц» Джонатана Литтелла.

«Светская жизнь», Вуди Аллен (Основная программа, вне конкурса)

80-летний комик, писатель, кинематографист, музыкант Вуди Аллен - лауреат всего, человек, не посещающий церемонии вручения «Оскаров», потому что занят. После сообщения о том, что «Светская жизнь» откроет Каннскую программу, Аллен стал еще и единственным в мире, трижды открывавшим главный мировой кинофестиваль. Фильм анонсируется как история молодого человека, в 30-е годы прибывающего в Голливуд, влюбившегося и попавшего в водоворот светской жизни. В ролях Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли, Стив Карелл, Паркер Поузи. Жаль, что мы так и не увидим в кадре Брюса Уиллиса – он был одним из первых, кто попал в проект, но в итоге выбыл из-за напряженного графика.

«Джульетта», Педро Альмодовар (Основная программа)

После того, как Леонардо ДиКаприо получил «Оскар», главным стал другой кинематографический гештальт – «Педро Альмодовар и Каннский кинофестиваль». Обладатель премий «Оскар», «Гойя», «Сезар» и BAFTA, Альмодовар неоднократно штурмовал Лазурный берег. Он увозил отсюда награды за сценарий и режиссуру, шесть актрис его «Возвращения» были удостоены тут группового приза за женскую роль, но до «Золотой пальмовой ветви» дело пока не дошло. «Джульетта» - история о женщине на грани нервного срыва. Ходят слухи, что это самый жесткий фильм Альмодовара, и в нем совсем нет юмора.

«Незнакомка», Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн (Основная программа)

Любимцы Каннского кинофестиваля, братья Дарденн дважды выигрывали «Золотую пальмовую ветвь» (за «Розетту» и «Дитя»). «Незнакомка» - история о докторе, которая под конец дня решила не открывать дверь своего кабинета поздней пациентке, а на следующее утро узнала от полиции, что неподалеку найден труп девушки. Мучимая угрызениями совести, героиня решает выяснить, кем была погибшая. В главной роли – 27-летняя Адель Энель, полуфранцуженка-полуавстрийка – обладательница фестивальных наград и звания Shooting Star от European Film Promotion, дважды лауреат «Сезара», недавно получившая еще и премию Роми Шнайдер. 

«Это всего лишь конец света», Ксавье Долан (Основная программа)

Еще один любимец фестиваля, 27-летний квебекец Ксавье Долан, который уже может считаться ветераном Канн. Четыре из пяти его полнометражных фильмов были показаны на Лазурном берегу (в основном конкурсе или в «Особом взгляде»), за «Мамочку» режиссер получил приз жюри. А в прошлом году Долан сам был членом жюри. «Это всего лишь конец света» - история писателя, который после долгих лет отсутствия возвращается в родные края, чтобы объявить о своей смертельной болезни. В ролях – Леа Сейду, Марион Котийяр, Венсан Кассель, Гаспар Ульель, Натали Бэй. Это адаптация пьесы Жан-Люка Лагарса, известного драматурга, умершего от СПИДа двадцать лет назад. 

«Патерсон», Джим Джармуш (Основная программа)

Когда-то Джим Джармуш получал в Каннах приз за дебют. Сегодня он – обладатель множества фестивальных наград, главный американский независимый режиссер, по его собственному выражению, смотрящий на Америку глазами иностранца. «Патерсон» с Адамом Драйвером – история водителя автобуса и немного поэта Патерсона, который обитает в городе Патерсон, история его жены Лауры (Голшифте Фарахани), в своих снах живущей гораздо менее рутинной жизнью, чем в реальности, а также история самого города.

«Я, Дэниэл Блэйк», Кен Лоуч (Основная программа)

Еще один классик, лауреат «Золотой пальмовой ветви» и обладатель призов разного достоинства, полученных в Каннах за последние 35 лет. Пару лет назад, после «Зала Джимми», казалось, что Лоуч перестанет снимать игровое кино – по крайней мере так говорила его продюсер Ребекка О’Брайен. Но в этом году он привезет на Лазурный берег свой новый фильм (и госпожа О’Брайен снова его продюсер). Это драма о 50-летнем плотнике и матери-одиночке, которые по разным причинам нуждаются в социальной помощи. Сценарист – Пол Лаверти, который писал и «Ветер, который качает вереск», принесший Лоучу «Пальму». 

«Лавинг», Джефф Николс (Основная программа)

37-летний американский режиссер и сценарист два из четырех своих фильмов впервые показывал именно в Каннском конкурсе. Пятый его полнометражный проект снова на Лазурном берегу. В главных ролях Рут Негга, Джоэл Эдгертон, а также непременный для его фильмов Майкл Шэннон. Это основанная на реальных событиях драма о Милдред и Ричарде Лавингах, осужденных за межрасовый брак и добившихся отмены этого решения в Верховном суде Штатов, а значит и отмены запрета на межрасовые браки. Ежегодно в США 12 июня в честь пары отмечается Loving day.

«Девушка», Пак Чхан-ук (Основная программа)

Свой новый фильм привезет на Лазурный берег и Пак Чхан-ук, автор «Олдбоя» и «Жажды», обладатель гран-при и приза жюри Канн, экс-кинокритик и дипломированный философ. Его «Девушка» снята по мотивам романа Сары Уотерс «Тонкая работа». Это история викторианских времен о бедной сироте, которая однажды согласилась помочь знакомому джентльмену совратить богатую наследницу, но в итоге любовная история вышла совсем не такой, как предполагалось. Книга уже была адаптирована в Великобритании для телевидения под названием «Бархатные пальчики», главную роль играла Салли Хоукинс. 

«Она», Пол Верховен (Основная программа)

«Она» – психологический триллер об успешной женщине, главе крупной компании, которая однажды очнулась, изнасилованная, на полу в своем доме и решила отомстить насильнику. «Она» - адаптация романа французского армянина Филиппа Джяна «О…», удостоенного премии «Интералье». В возможности работать с этим материалом Верховен увидел шанс сделать нечто, чего он до сих пор не делал. Впрочем, в ходе представления проекта на Каннском кинорынке два года назад его, наоборот, назвали «чистым Верховеном, чрезвычайно эротичным и извращенным». Он долго искал актрису на главную роль, рассматривались Николь Кидман, Марион Котийяр, Дайан Лэйн, Шэрон Стоун. Но в итоге работа досталась Изабель Юппер.

«Неоновый демон», Николас Виндинг Рефн (Основная программа)

«Неоновый демон» - третий фильм датчанина Рефна, попадающий в каннский конкурс. Рефн говорил, что уже сделал достаточно фильмов о крутых парнях, а теперь его очень привлекает идея сделать кино о женщинах и с женской командой. Так что в титрах фигурирует множество интересных женских имен: Кристина Хендрикс, Джена Мэлоун, Эбби Ли, Белла Хиткот, а в главной роли – Эль Фаннинг, которую режиссер называет «абсолютно фантастической». «Неоновый демон» - триллер о девушке, которая прибывает в Лос-Анджелес с мечтой стать моделью и попадает в поле зрения одержимых красотой женщин.

«Преображение», Майкл О’Ши (Особый взгляд)

Фильм, на который определенно стоит обратить внимание, пусть он будет темной лошадкой списка «ПрофиСинема». «Преображение» Майкла О’Ши анонсировано как «атмосферная история о любви, потерях и вампирах». В одной из главных ролей – Хлоя Ливайн, которая впервые появилась на большом экране в триллере Хилари Брауэр «Невинность» несколько лет назад, а недавно подписала контракт на работу в новом сезоне «Карточного домика». Продюсер «Преображения» – Сьюзен Лебер, открывшая путь в кино для Дебры Граник и приведшая ее к триумфу на Sundance в 2004 г. с фильмом «До последней черты» (приз жюри и приз за режиссуру). Через шесть лет после этого Граник снимет «Зимнюю кость» и станет американской сенсацией, равно как и сыгравшая в этом фильме свою первую взрослую главную роль Дженнифер Лоуренс. Так что можно ожидать от г-жи Лебер новых открытий.

«Ученик», Кирилл Серебренников (Особый взгляд)

Обычный школьник, вооружившийся Библией, не только и не столько заполняет пустоту внутри себя, сколько испытывает на прочность мир, который при всех его недостатках кажется нам довольно устойчивым. «Ученик» Кирилла Серебренникова – единственный российский полный метр в каннских конкурсах нынешнего года. Но интересен он помимо прочего еще и тем, что эта адаптация пьесы Мариуса фон Майенбурга сближает Россию с Западной Европой, говорит о тех актуальных проблемах, что волнуют, независимо от географии – о бессилии общества перед религиозным фанатизмом не на государственном, но на бытовом уровне. Серебренников русифицировал немецкую пьесу, довольно жестко обойдясь с авторскими замыслами, поставил ее в «Гоголь-центре», а теперь везет на Лазурный берег и фильм, и очень любопытно, как его воспримут в Европе. 

«Любой ценой», Дэвид Маккензи (Особый взгляд)

Шотландец Дэвид Маккензи успешен как кинопроизводитель – его студия Sigma Films участвовала в работе над «Догвилем» Ларса фон Триера и «Красной дорогой» Андреа Арнольд. Также он активно продвигает Глазго как место для кинопроизводства и пост-продакшена. Его режиссерская карьера не столь ровная. «Молодой Адам» критикам понравился, а, допустим, «Безумие» было принято совсем прохладно. В его новом фильме снимались Крис Пайн, Бен Фостер, Джефф Бриджес, но примечателен он в первую очередь сценаристом Тейлором Шериданом, недавно блистательно дебютировавшим «Убийцей». Да и сценарий «Любой ценой» еще в 2012 году был признан лидером голливудского «черного списка». Итак, это история двух братьев, которые планируют ограбление банка, чтобы спасти семейную ферму, а пара техасских рейнджеров планирует их остановить.

«Большой и добрый великан», Стивен Спилберг (Вне конкурса)

Однажды одна девочка по имени Софи познакомилась с великаном. Этот великан был добрым, в отличие от большинства великанов, которые лелеяли разнообразные зловещие планы касательно людей. Девочка и добрый великан должны решить проблемы человечества. «БДВ» - один из самых популярных романов Роальда Даля. Его произведения уже адаптировали для кино («Чарли и шоколадная фабрика» Тима Бертона, «Бесподобный мистер Фокс» Уэса Андерсона). Продюсеры Фрэнк Маршалл и Кэтлин Кеннеди начали разработку идеи об адаптации «БДВ» еще в начале 90-х, на главную роль планировался даже Робин Уильямс. Но все пошло быстрее, когда пару лет назад за дело взялся Спилберг. «Это огромная работа, - считает он. – Я думаю, что это самый амбициозный персонаж, созданный методом motion capture, который когда-либо появлялся в кино. Да-да, включая «Аватар», франшизу о Планете обезьян и «Беовульф» с Рэем Уинстоном».

«Финансовый монстр», Джоди Фостер (Вне конкурса)

В Канны возвращается Джоди Фостер (она была тут в 2011 г. и представляла «Бобра» с Мелом Гибсоном). Ее новый фильм – триллер о телезрителе, который воспользовался советами популярного телеведущего, вложил свои деньги, разорился и, обозленный, взял телезвезду в заложники. Помимо модной околоэкономической тематики и имени режиссера фильм интересен кастингом. В кадре снова встретятся Джордж Клуни (телеведущий) и Джулия Робертс (его продюсер) – между ними отличная актерская химия, мы убеждались в этом на просмотрах «Признания опасного человека» или фильмов о друзьях Оушена. Но даже интереснее будет наблюдать за Джеком О’Коннеллом, который сыграет обиженного телезрителя. К своим 25-ти О’Коннелл успел блеснуть в «Несломленном» Анджелины Джоли и в сногсшибательном британском триллере «71», получить год назад в Каннах приз «Шопар» лучшему молодому актеру и статус «Восходящая звезда» от Британской академии.

«Смерть Людовика XIV», Альберт Серра (Спецпоказы)

40-летний каталонец Альберто Серра получил несколько лет назад «Золотого Леопарда» Локарно за «Историю моей смерти», фильме о Дракуле и Казанове. Его творчество требует от зрителя усидчивости, но сегодня в европейском фестивальном кино сложно найти нечто более оригинальное и одновременно столь маняще архаичное. Его новая картина, адаптация мемуаров Луи де Рувруа, герцога Сен-Симона, снова унесет нас в прошлое. Август, 1715 г. Возвращаясь с прогулки, его величество Людовик XIV почувствовал резкую боль в ноге. Днем он продолжал выполнять свои королевские обязанности, а ночью его ужасно лихорадило. В следующие дни он все меньше ел и все больше слабел. Так начиналась медленная агония Короля-Солнце.

WRONG ELEMENTS, Джонатан Литтелл (Спецпоказы)

Джонатан Литтелл, писатель, автор «Благоволительниц», лауреат Гонкуровской премии. Его документальная лента Wrong Elements рассказывает об Уганде, где в 1989 г. некто Джозеф Кони, как он утверждает, общавшийся с духами, собирал армию сопротивления режиму. Свою «Армию Господню» он формирует из похищенных подростов – более 60 тыс. за последние четверть века. Сегодня герои фильма, некоторые из тех похищенных, пытаются вернуться к нормальной жизни, пока вооруженные силы продолжают сражаться с повстанцами, промышляющими не только в Уганде, но и, например, в соседней Конго. Джозеф Кони, международный преступник, все еще в подполье. Литтелл определенно знал предмет своего фильма – он журналист, также он много работал в гуманитарных организациях, в том числе в Африке. Его дебют в кино определенно станет самым громким из заявленных в этом году в Каннах.

GIMME DANGER, Джим Джармуш (Полуночные показы)

«Патерсон» Джима Джармуша в основном конкурсе, но этим присутствие режиссера в Каннских программах не ограничивается. В расписании «Полуночных показов» фигурирует его лента Gimme Danger, героями которой стала группа The Stooges и ее фронтмен Игги Поп. Международный сэйлз-агент фильма, британская Independent анонсирует его как «фильм, представляющий появление группы в музыкальном, культурном, политическом и историческом контексте». На премьеру фильма на Лазурный Берег должен приехать и сам легендарный Игги Поп. 

«Человек человеку волк», Пол Шредер (Двухнедельник режиссеров) 

Пола Шредера мы, конечно же, знаем прежде всего как сценариста Мартина Скорсезе («Таксист», «Бешеный бык», «Последнее искушение Христа»), а потом уж как режиссера. В рамках «Двухнедельника режиссеров» покажут новый фильм Шредера «Человек человеку волк», криминальный триллер на основе романа Эдварда Банкера. Кстати, зэка, грабителя и наркоторговца, однажды завязавшего и в итоге сделавшего литературную карьеру (в российском переводе роман выходил под названием «И пожрет пес пса…»). Это история о трех преступниках, которым один наркобарон поручил похитить сына своего компаньона. Ну и все, разумеется, пошло наперекосяк. В ролях – часто снимающийся у Шредера Уиллем Дефо, а также Николас Кейдж.

«Неруда», Пабло Ларраин (Двухнедельник режиссеров)

Чилиец Пабло Ларраин – создатель полюбившихся критикам «Вскрытия», «Нет» и «Клуба», обладатель гран-при жюри Берлинале. А еще он выходец из влиятельной семьи, сын экс-лидера правоцентристской партии Чили и экс-министра жилищного строительства в правительстве Пиньеры. Сам Ларраин активно критикует эру Пиночета и давно думал снять фильм о Пабло Неруде. «Неруда» - большой международный проект, портрет будущего нобелевского лауреата – человека, поэта, легенды и политического оппозиционера (сенатора республики и члена ЦК Компартии Чили). Действие фильма происходит в середине 40-х годов прошлого века, когда Неруда призвал объявить импичмент Пиночету, был объявлен в розыск и вынужден был пуститься в бега. Скрываясь от полиции, он начал писать свою монументальную «Всеобщую песнь». 

69-й Каннский международный кинофестиваль пройдет на Лазурном берегу с 11 по 22 мая. Ведущим церемонии открытия станет французский актер, комик, член труппы Comédie-Française Лоран Лафитт. Победителей Канн-2016 определит международное жюри под председательством австралийского режиссера Джорджа Миллера.